Переезд из Гарлема в Гану: Чёрные американцы бегут в Африку, спасаясь от расизма в США
Расизм, который проявляется в США как в резонансных происшествиях вроде убийства Джорджа Флойда, так в постоянных полицейских шмонах, заставляет некоторых чернокожих американцев искать счастья за границей. Люди, нашедшие новый дом в Африке, наслаждаются существенно более низкой стоимостью жизни и, что более - отсутствием расизма и дискриминации, с которыми они столкнулись в Соединённых Штатах. The New York Times поговорила с этими релокантами.
Джеска Вашингтон живет в доме с шестью спальнями на холме с деревьями авокадо и потрясающим видом, недалеко от кроличьей фермы, которой она управляет. Шошана Кирья-Зираба и её муж менее чем за 50 000 долларов построили дом с четырьмя спальнями и двумя ванными комнатами на семейной ферме, где выращивают коз, индеек и около 1000 кур. А Марк и Марлен Брэдли теперь называют себя островитянами и владельцами трёх домов, охлаждаемых океанскими бризами.
Те, кто переезжает в Африку, также ищут родовую связь. Их миграция связана не столько с деньгами, сколько с признанием, и этот путь уже прошли многие интеллектуалы и художники.
ФОТО: Eduardo Parra/Keystone Press Agency
Новая жизнь в Африке открыта для людей разных профессий, которые могут работать удалённо. Иммиграция подпитывается активными сторонниками в социальных сетях и правительственными программами, такими как "Путь к гражданству" в Сьерра-Леоне и кампания "За пределами возвращения" в Гане. По данным Управления по делам диаспоры Ганы, в период с 2019 по 2023 год в страну переехало не менее 1500 афроамериканцев.
46-летний Вашингтон из Хьюстона переехал в Руанду в 2020 году. 40-летний Кирья-Зираба переехал в Уганду из Техаса в 2021 году. Брэдли, которым за 60, поселились на Занзибаре в 2022 году.
39-летняя Эшли Кливленд, которая управляет компанией, помогающей иностранцам инвестировать и развивать свой бизнес в Африке, переехала с детьми из Атланты в Дар-эс-Салам, Танзания, в 2020 году, а сейчас проживает в Южной Африке. Она делится впечатлениями, отмечая, что в большей части Африки раса является "абстрактным понятием".
Увидев изображения чернокожих африканцев на деньгах, на рекламных щитах, вы сразу же абстрагируетесь от своего цвета кожи,
- говорит Эшли и отмечает, что переезд пошёл на пользу и её детям, которым было 9 и 2 года, когда они покинули Соединённые Штаты. Её старшая дочь, у которой оттенок кожи темно-коричневый, больше не "подвергается издевательствам из-за цвета лица".
ФОТО: Wosunan Photostory/Ingram Images
Клуб "Исход" помогает людям из африканской диаспоры переехать на континент с 2017 года. 38-летний Р. Дж. Махди, консультант группы, переехал из Огайо в Сенегал 10 лет назад и говорит о росте популярности таких переездов.
Сейчас приезжает в 10 раз больше людей, чем пять или шесть лет назад,
- знает мужчина. Говоря о своём опыте, Махди отмечает, что релокация придала ему сил как чернокожему мусульманину. В Соединённых Штатах около 14% населения - чернокожие, и только 2% чернокожих американцев - мусульмане. В Сенегале же почти все - чернокожие и мусульмане.
Иудейка Кирья-Зираба рассказала, что, когда она переехала в Уганду, чтобы присоединиться к своему мужу Исраэлю Кирье, она из "меньшинства в меньшинстве" стала одной из многих, кто разделяет её расу и веру. Ранее она работала в компании по коммерческой недвижимости в Техасе, а теперь руководит НКО, поддерживающей угандийских женщин и детей-инвалидов. Она и её муж живут в Мбале - небольшом городе, где проживает еврейская община Абайудайя, насчитывающая около 2000 членов.
В Соединённых Штатах, по словам Кирьи-Зирабы, ей постоянно приходилось оправдываться:
Другие чернокожие люди пытаются квалифицировать мою черноту, потому что я еврейка, а евреи пытаются квалифицировать мой иудаизм, потому что я чёрная.
Кирья-Зираба также переехала из квартиры с одной спальней в США в семейный комплекс площадью 8000 кв. метров в Уганде. Её дом находится в двух шагах от домов её родителей и невестки, а также от большого курятника. Родственники помогли им построить дом.
Многие люди совершают трансатлантический исход действительно ради банального чувства безопасности. 63-летний Марк Брэдли, который переехал со своей 69-летней женой Марлен из Лос-Анджелеса в Руанду в 2021 году, прежде чем поселиться на Занзибаре, сказал, что приезд в Кигали ощущался им как "бремя с плеч".
Брэдли отметил, что он и двое из его четырёх сыновей пережили опасные столкновения с полицией в США. И он никогда не забудет беззаботное чувство, которое испытал, подойдя к вооружённому офицеру в Кигали, чтобы спросить дорогу. Офицер приветствовал его с улыбкой. Марлен Брэдли также почувствовала себя в Африке безопаснее.
У вас нет ощущения, что вы оглядываетесь через плечо,
- сказала она.
Супруги Брэдли, у которых есть пенсионные визы и которые живут на пенсионные доходы, теперь проживают в новом посёлке на острове Занзибар. Большинство их соседей тоже родились не в Танзании.
Стоимость домов в этом районе варьируется от 70 000 долларов за виллу с одной спальней площадью 40 кв. м до 750 000 долларов за виллу на берегу океана площадью 280 кв. м. На деньги, которые Брэдли потратили бы на один дом в Лос-Анджелесе, они смогли купить таунхаус с тремя спальнями и двумя ванными комнатами, инвестиционную недвижимость и дом, в котором будут жить двое их сыновей.
Джеска Вашингтон до сих пор в восторге от своей новой жизни в Руанде. Она работает онлайн-преподавателем со студентами в Южной Каролине и имеет сельскохозяйственную визу, которая позволяет ей управлять кроличьей фермой недалеко от её дома за пределами Кигали. В своём доме с шестью спальнями она живёт с 76-летней матерью.
Я просто никогда не думала, что одинокая женщина с зарплатой преподавателя сможет так жить,
- радуется она. Переезд в Африку дал Вашингтон больше возможностей - как физически, так и эмоционально:
Одна из вещей, от которой я хотела избавиться хотя бы ненадолго, - это быть чернокожей женщиной, - признаётся она, имея в виду необходимость быть сильной, потому что в Америке чернокожие женщины должны быть сильными. - А я просто хотела побыть наедине с собой.
ФОТО: Andrey Arkusha, Андрей Аркуша/Global Look Press
Джастин Нгога, 39 лет, основатель Impact Route, компании в Кигали, предлагающей услуги по переезду, сказал, что между эмигрантами, такими как Вашингтон, и местным населением Руанды нет особой напряжённости:
Я думаю, мы все еще находимся на том этапе, когда нам нужно больше людей. Нам нужны люди, которые приедут сюда и начнут активный выход на пенсию. Нам нужны инвесторы. Нам нужны таланты,
44-летний Рашад МакКрори переехал из Гарлема в Гану в 2020 году.
Здесь мы богаты,
- говорит мужчина, опубликовавший путеводитель для людей, переезжающих в Африку. Также он занялся благотворительностью: основал стипендиальный фонд и построил футбольное поле для соседских детей.
ФОТО: Ingram Images/Global Look Press
Стоя на своём балконе в Эльмине, Гана, МакКрори вспоминает о несправедливости, с которой он постоянно сталкивался в Нью-Йорке, что и побудило его уехать. Больше всего его беспокоили частые беспричинные остановки и обыски полицией.
Я бы предпочёл столкнуться с моральной дилеммой принадлежать к более высокому классу в системе классицизма, а не быть маргинализированным в системе угнетения и расизма,
- признаётся релокант.