Эфиопия заявила о праве на выход к морю: Шансов договориться немало, считает эксперт
Учитывая географические, исторические и экономические условия, Эфиопия имеет право на выход к морю мирными средствами. Об этом выступая по телевидению, заявил премьер-министр страны Абий Ахмед, посетовав, что Эфиопия окружена водами, но не является морской державой. Эксперт называет причины, почему государство имеет неплохие шансы договориться со своими соседями о доступе к портам.
С ростом населения выход к морю для Эфиопии является вопросом существования, а не роскошью, отметил Абий Ахмед 15 октября, добавив, что соседние страны должны заключать сделки для взаимной выгоды. Претензии Эфиопии на доступ к морю можно обсуждать, но их нельзя игнорировать, подчеркнул глава государства, указав, что в противном случае Эфиопия погрузится в крайнюю нищету. В обмен на доли в портах, по словам Абия, Эфиопия, в частности, могла бы предоставить доли в плотине "Возрождение" и других своих активах.
Реакция на заявление главы Эфиопии последовала незамедлительно. Правительство Эритреи выразило отсутствие интереса к участию в таких обсуждениях и назвало комментарии Абия "чрезмерными". Глава МИДа Сомали Али Омар отметил, что его страна не склонна предоставлять доступ к такому стратегически важному объекту, как порт, и подчеркнул священный характер суверенитета и территориальной целостности своего государства. Советник президента Джибути Гелле Алексис Мухаммад заявил, что страна будет ждать, пока Эфиопия предложит мирный способ выхода к Красному морю. При этом, по его словам, республика уже готова предоставить доступ к морю ВМФ Эфиопии.
Эфиопия и ее соседи. Скриншот Google Maps
По словам Абия Ахмеда, у Эфиопии должен быть выход к Красному морю в том числе в связи с "историческими причинами", ведь Аксумское царство контролировало большую часть Красного моря. Сама же Эфиопия вплоть до 1993 года обладала морской границей, но с отделением Эритреи Эфиопия лишилась выхода к морю и потеряла морскую портовую инфраструктуру. Эфиопия, однако, не теряла надежды на обретение доступа к Красному морю: так, в 2018 году страна подписала ряд соглашений с Суданом об использовании эфиопским торговым флотом порта Судан на Красном море. Кроме того, Эфиопия и Эритрея, после подписания в 2018 году декларации о мире, договорились совместно развивать порт Асэб,
- комментирует ситуацию Царьграду автор освещающего эту тему телеграм-канала "Абиссинская сова" Дарья С.
Помимо этого, Эфиопия заключила ряд сделок с Республикой Сомалиленд о приобретении доли в порту Бербера и строительстве железной дороги до порта. В июле 2021 года первое за 20 лет эфиопское судно перевезло груз в порт Бербера (Сомалиленд). Поэтому шансов на то, что одна из стран тем или иным образом предоставит Эфиопии доступ к портам, по мнению собеседника, немало.
Конечно, о Судане сейчас речи не идет в связи с гражданской войной. Однако Эфиопия не предлагает забрать порты безвозмездно или захватить их силой. В обмен на доли в портах и вложения в порт Эфиопия предлагает акции плотины "Возрождение", авиакомпании Ethiopian Airlines, либо крупнейшей телекоммуникационной компании в Африке Ethio Telecom, и это лишь то, что премьер-министр Эфиопии упомянул в своем телеобращении. Та же Эритрея может согласиться на инвестиции в порт Массауа и его модернизацию в обмен на использование его Эфиопией.
- указывает эксперт.
Вероятность какой-либо конфронтации, по ее мнению, очень мала, а заявление Абия - скорее призыв к переговорам и обсуждению этой актуальной для Эфиопии проблемы, поскольку, будучи одной из крупнейших стран континента, она не имеет выхода к морю, что не позволяет ей раскрыть свой потенциал.